РАЗВЕ У МЕНЯ СЕГОДНЯ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ?

Слова и поступки детей часто являются поводом для написания моих статей. Этот текст не исключение.

Когда мои друзья приехали сюда в гости к своим родственникам, мы пошли их навестить. А приехали они из Германии, где живут уже очень много лет, и дети их — два мальчика шести и четырёх лет — родились там. Сообразно традиции, запрещающей ходить в гости (особенно, если там имеются дети) с пустыми руками, мы принесли небольшие подарки. Дети были в восторге. Признаться, я с большим удивлением наблюдала за детьми, которых охватила настоящая радость, когда они разглядывали машинку и пазлы. Я поймала себя на мысли, что давно не видела столь бурного и искреннего проявления удовольствия. Я даже испытала некоторую неловкость: подарки были столь незначительны, а детское счастье столь велико… И ещё эта мысль, с которой в последнее время живут, пожалуй, многие взрослые: как и чем удивить современных детей? Эта мысль отступила и можно было облегчённо вздохнуть и улыбаться, почувствовав себя на мгновение доброй феей.

Ãîëîâîëîìêà-ïàçë "Ìàøèíêà"

В это время младший из мальчиков подошёл к своей маме и о чём-то заговорил с ней. Я не могла слышать их разговор, но позже мне стало известно его содержание. И вот краткое его изложение:

- Мама, разве у меня сегодня День рождения?

- Нет, сынок.

- Может быть, у меня завтра День рождения?

- Нет, к сожалению, у тебя ещё не скоро День рождения.

- А почему тогда эта тётя подарила мне машинку?

- Ну, я думаю, потому что ей захотелось тебя порадовать.

Ответ любознательному малышу показался неполным и он направился ко мне. Расспрос начался издалека.

- А где ты купила эту машинку?

Я рассказала о магазине, в котором было приобретено это незатейливое транспортное средство.

- А почему ты решила мне её подарить?

- Потому что ты ведь маленький мальчик. А мальчики любят машинки. Мне хотелось сделать тебе приятное.

- А ты знаешь, что у меня сегодня не День рождения?

Я была не готова к такому вопросу и слегка растерялась. Но всё же попыталась оставаться вменяемой собеседницей и ответила что-то вроде:

- Да, конечно. Но иногда можно дарить подарки просто так. И сегодня как раз такой случай.

Признаюсь, этот разговор произвёл на меня ошеломляющее впечатление. Понятно, что эти дети не обездоленные, они живут в высокоразвитой стране, у них молодые родители, есть бабушки и куча любящих родственников. Как при всём этом они не стали избалованными? Каким образом они умудрились сохранить наивность и восторженность, присущие только маленьким детям? Очень просто. Есть английская пословица, которая даёт универсальный ответ на многие родительские вопросы. И звучит она следующим образом: «Не воспитывай детей, всё равно они будут похожи на тебя. Воспитывай себя!»

Бесполезно объяснять ребёнку, что ему не нужен крутой смартфон, если вы сами меняете телефон каждые полгода и часто сидите, уткнувшись в него. Механизм воспитания одинаков для всех абсолютно — дети подражают родителям (и тем, кто относится к ближайшему окружению). Работу этого механизма отследить очень легко и в то же время трудно. Мы сами порой не замечаем вещизм, которым одержимы — машина дороже той, какую мы можем себе позволить; лучшие игрушки и одежда для ребёнка и т.д. И в итоге мы получаем ребёнка, запросы которого не в состоянии удовлетворить, а если и получается это сделать, то радость его мимолётна, а благодарности почти никакой. Мы злимся на него за непомерные требования, из кожи вон лезем, чтобы исполнить его всё возрастающие желания, в надежде на признательность и дальнейшую передышку. А получаем скучающее выражение лица нашего чада в скором времени и новые хотелки.

1_1424097698

Я сама видела, как пятилетние дети соревнуются друг с другом в том, например, у кого на какой машине ездит папа, куда они в последний раз ездили отдыхать. И тогда у меня возникает ощущение нереальности происходящего — ну не может маленький ребёнок выбирать себе друга, используя критерий «количество комнат в вашей квартире»!

К сожалению, часто родители забывают о том, что ребёнок учится на их примере, забывают, что они находятся под неусыпным наблюдением маленького подражателя.

Наверняка, каждый из нас знаком с человеком, который говорит одно, а делает другое. Например: «Самое главное для меня семья. А то, что я жене изменяю…так ведь люблю-то я только её». А если у вас нет такого знакомого, то достаточно просто вспомнить практически любого современного политического деятеля. Взрослые, чьи слова и дела не сходятся, вырастают из детей, которые получали от родителей двойные послания. Если мама учит сына быть вежливым, а сама при этом ругается с бабушкой, то ребёнок извлечёт следующий урок: чтобы мама меня любила, я должен вести себя прилично, но, когда я вырасту, смогу делать всё, что захочу. И в подростковом возрасте он будет этим заниматься самозабвенно и с особым усердием.

Ребёнок чувствует ложь. А поскольку детское мышление устроено таким образом, что пытается найти объяснение всему непонятному, ваш сын или дочь может запутаться при поиске ответов на возникающие вопросы: кричать и ругаться нехорошо, но мама это делает, а мама не может быть плохой, значит, плохая бабушка, она довела маму, это она виновата. И тогда ребёнок начинает считать себя плохим и испытывать чувство вины, когда мама срывается. Картина мира в глазах ребёнка искажается до неузнаваемости — агрессор становится хорошим человеком, а жертва — провокатором и виновником всех бед.

Дети так быстро растут — это знают все родители. Пока они маленькие, мы можем вместе с ними формировать их мировоззрение, помогать им превратиться из радостных, восторженных и любознательных детей в счастливых и уверенных взрослых. А для этого надо воспитывать себя и становиться тем, на кого вы хотели бы, чтобы был похож ваш ребёнок, когда вырастет.

1418256651_19

-RHa7222QwcЕкатерина Петрова

семейный психолог, г.Пермь

Сайт: http://pomosh-psihologa.org

 

(67) просмотров

Поделиться с друзьями

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир